|
Хладни, Эрнст Флоренс Фридрих
(Ernst-Florens-Friedrich Chladni) — выдающийся ученый, прославившийся, главным образом, своими исследованиями в области акустики. Родился 30 ноября 1756 г. в Виттенберге в Саксонии. Умер 3 апреля 1827 г. в Бреславле. По настоянию отца, профессора юридических наук, он принужден был принужден изучать юриспруденцию в Виттенберге и Лейпциге, где и получил степень доктора философии и прав. Но после смерти отца он отдался всецело естествознанию и музыке, к которым чувствовал склонность с юношеских лет. Приступив к изучению музыки, когда ему было уже девятнадцать лет, он обратил внимание на то, что теория звука была в то время менее выработана, чем другие отрасли физики. Это вызвало в нем желание восполнить этот пробел, и он приступил тогда же (1785) к опытам над колебаниями пластинок, причем заметил, что зажатая пластинка издавала звуки различной высоты, смотря по тому, в каком месте по ней ударяли или проводили смычком. Интересные опыты Лихтенберга над электрическими пыльными фигурами, образующимися на смоляной пластинке, вызвали у X. мысль применить мелкий песок к изучению звуковых колебаний пластинок. Успех оказался блестящий. На круглой пластинке, напр., получались красивые звездообразные фигуры. Первый мемуар, содержащий в себе описание разнообразных "Хладниевых фигур", появился в Лейпциге в 1787 г. Результаты многочисленных и разносторонних акустических исследований, помещавшиеся предварительно в разных научных немецких журналах, собраны X. в его классическом "Руководстве акустики". Это Руководство появилось сперва на немецком языке в Лейпциге, а затем и, в собственном переводе автора, на французском языке, с большими изменениями и дополнениями, под заглавием "Traité d'acoustique, par E. F. F. Chladni" (П., 1809). Книга эта посвящена Наполеону I, которому автор имел случай показать свои главнейшие опыты. Кроме выдающихся работ по акустике, X. принадлежит также капитальный труд о космическом происхождении болидов, или аэролитов. Вдохновителем его в этой новой работе был опять Лихтенберг, который в разговоре с ним высказал мнение, что явление болидов легче объясняется предположением их космического, нежели теллурического происхождения. Пораженный этой мыслью, X. собрал все, что было до него известно о подобных метеорах, в особом мемуаре, появившемся в Лейпциге в 1794 г. В этом исследовании он доказал: 1) что падение аэролитов составляет действительное явление, а не принадлежит к области фикции или иллюзии; 2) что метеоры эти являются в нашу атмосферу извне. В 1809 г. X. напечатал каталог болидов, наблюдавшихся до тех пор. Теория X. о космическом происхождении аэролитов, встреченная сначала с недоверием, постепенно завоевала себе прочное положение в науке благодаря содействию выдающихся ученых — Пиктэ, Говарда, Био и др. Кроме всего сказанного, X. известен еще, как изобретатель двух музыкальных инструментов: эуфона (euphone) и клавицилиндра (clavicylindre). Устройство этих инструментов, по словам самого X., стоило ему гораздо больших трудов, чем все его многочисленные опыты. Эуфон, законченный в 1790 г., состоял, главным образом, из небольших стеклянных цилиндров, которые сообщались с кривыми железными стержнями, скрытыми внутри инструмента; при продольном натирании цилиндра мокрыми пальцами, в стержне вызывался соответственный тон. Во время путешествий по Германии, а также в С.-Петербурге и Копенгагене, X. своей игрой на этом инструменте вызывал всюду одобрение слушателей. Клавицилиндр, устроенный в 1800 г., состоял из стеклянного цилиндра, который приводился во вращение помощью педали и колеса; посредством клавиш звуки вызывались трением этого цилиндра о соответствующие части внутреннего механизма (железные кривые стержни). Об этом инструменте, никогда не расстраивающемся, и на котором можно по произволу усиливать и ослаблять звук, получены X. благоприятные отзывы от Французской академии и от Императорской музыкальной консерватории. X. состоял членом очень многих научных учреждений и, между прочим, был выбран членом-корреспондентом Императорской академии наук в С.-Петербурге.
Н. Г.
Брокгауз и Ефрон,86т.
* * *
|