|
Историко-астрономические исследования. Вып.XX., 1988
Г. Дашевский
КОММЕНТАРИИ К "ЯВЛЕНИЯМ" АРАТА
1. Арат — см. Введение.
2. Родитель — Тиберий Цезарь Август (42 до н. э.— 37 н. э.), император с 14 г. н. э., усыновитель Германика.
4. Отец бессмертных — Юпитер.
23. Аквилон — северный ветер (у греков Борей).
25. Медведицы: более древнее наименование Большой Медведицы — «Телега» (впервые Гомер. Одиссея, V, 271 и ел.), чем объясняется и название созвездия Волопаса—погонщика волов, запряженных в эту телегу. Позднейшая версия мифа рассказывает о спутнице богини охоты Дианы нимфе Каллисто, дочери аркадского царя Ликаона, к которой воспылал страстью Юпитер. Диана (в другом варианте — супруга Юпитера Юнона), разгневанная этим, превратила Каллисто в медведицу, а Юпитер, чтобы освободить возлюбленную от бесчестия, превратил ее в созвездие (Гигин. Астрономика, II, 1). Большая Медведица называлась также Геликой (Аполлоний Родосский, III, 1105), что значит «раковина улитки».
Иногда на небе видели двух медведиц, с которыми связан миф о рождении Юпитера. Его отец Сатурн, опасаясь за свою власть, пожирал всех рождавшихся у него детей. Матери Юпитера Рее хитростью удалось спасти одного только Юпитера. Рея укрыла сына в пещере на Крите, где его вскармливали две медведицы (по другим вариантам, это были Диктинна (см. примеч. к ст. 38) или коза Амалфея). Корибанты (или Куреты; см. примеч. к ст. 38), стоя возле входа в пещеру, ударяли в медные щиты всякий раз, как младенец начинал плакать, чтобы Сатурн не услышал голос ребенка. Юпитер поместил медведиц (по-гречески — «Аркты») на небо.
35. Диктейская богиня — Диктинна (Дикта — гора на Крите, бывшая одним из центров культа Диктинны), критская богиня или нимфа.
38. Корибанты — спутники Диктинны.
39. Киносура («Песий хвост») — Малая Медведица. Созвездие называлось также «Псом Каллисто» (Схолии к Арату, 27).
В море греки ориентировались по Большой Медведице, а финикийцы — по Малой (Арат, 39). Фалес советовал следовать финикийскому правилу, позволявшему точнее находить направление на север (Каллимах, фр. 191, 55 Пф.).
47. Сидонский — зд. «финикийский» (Сидон — один из городов Финикии).
48. Змей — см. примеч. к ст. 75.
65. Муж, истомленный тяжким страданьем — созвездие «Коленопреклоненный», ныне называющееся Геркулесом. Называлось также разными авторами Тесеем, Иксионом, Прометеем и др.
Обычно изображалось в образе Геркулеса, сражающегося с Драконом, который сторожил расположенный на крайнем западе сад нимф Гесперид, где росли золотые яблоки. В правой руке у Геркулеса видели палицу, а в левой — львиную шкуру.
71. Ариадна — дочь критского царя Миноса. Ариадна, увидев Тесея, которого привезли на Крит вместе с обреченными на съедение Минотавру юношами и девушками, полюбила чужеземца и дала ему клубок ниток, с помощью которого Тесей смог, убив Минотавра, найти выход из Лабиринта. Тесей повез Ариадну с собой в Афины, но покинул ее на острове Наксосе (Дне). Там Ариадна стала женой бога Вакха, а подаренный ей свадебный венец был помещен на небо и стал созвездием Северной Короны (Аполлоний Родосский, III, 1001; Овидий. Фасты, III, 459 и ел.; Метаморфозы, III, 176).
75. Змеедержец, или Змееносец, представлялся богом врачевания Эскулапом (Асклепием) или богиней здоровья Гигиеей. Змея в руках Змееносца впоследствии стала отдельным созвездием.
81. Скорпион — созвездие вавилонского происхождения. Греческий миф говорит, что скорпион был послан Дианой погубить Ориона (см. примеч. к ст. 233).
89. Весы — название созвездия вавилонского происхождения. До Птолемея считалось частью созвездия Скорпиона. Скорпиона изображали с весами в клешнях, а когда Весы и Скорпион стали двумя разными созвездиями, Весы начали представлять либо отдельно, либо в руках у мужской или женской фигуры. Германик называет созвездие чаще Клешнями, реже — Весами (см., например, ст. 8).
95. Арктур, или Арктофилакс, «Страж медведицы» — второе название созвездия Волопаса (ср. примеч. к ст. 25). Считалось, что это старец Икарий, гостеприимно принявший у себя бога виноделия Вакха. Вакх в благодарность подарил Икарию виноградные грозди и научил его виноделию. Когда Икарий угостил своим вином соседей, они, решив, что Икарий пытался их отравить, убили его. Собака Майра привела дочь Икария Эригону к телу отца. Эригона, увидев его мертвым, повесилась. Юпитер поместил Икария на небо в качестве Волопаса, Эри-гона стала созвездием Девы (ср. след, примеч.), а собака Майра — Проционом (Аполлодор, III, 191 и ел.; Гигин. Генеалогии, 130; Астрономика, II, 4 и ел.; Манилий, V, 251).
96. Дева изображалась крылатой, с колосом в руке. С этим созвездием связан рассказанный Гесиодом миф о четырех веках или поколениях (Гесиод. Работы и дни, 106 ел.). Первый, золотой, век, когда над богами царствовал Сатурн и люди ни в чем не имели недостатка, сменился серебряным, затем наступил медный век — век героев. Жизнь становилась век от века мрачнее, ибо грехи людей все возрастали. В последнем, железном веке боги уже не смогли выносить нечестия людей и покинули землю. Последними богами, оставившими людей, были, по Гесиоду, Стыд и Немезида (Возмездие), по Овидию — Астрея (Гесиод. Работы и дни, 197 и ел.; Овидий. Метаморфозы, I, 149, ел.), по Арату — Дика (Справедливость), ставшая созвездием Девы. По другой версии, Дева была дочерью титана Астрея, мужа Авроры и родителя всех звезд (Гесиод. Теогония, 375 и ел.; Аполлодор, 1,9). Созвездие Девы именовалось также Эригоной (см. примеч. к ст. 95), Деметрой, Афиной, Атаргатидой и Тихой (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 9).
124. Лары — божества домашнего очага, покровители перепутий и путников, а впоследствии и всего государства в целом. Пенаты («обитатели кладовых») — богиохранители семейной кладовой, почитавшиеся вместе с богиней домашнего очага Вестой и Ларами. Переносно имена Пенатов и Ларов употреблялись для обозначения дома, домашнего очага.
147. Рак — под этим названием встречается впервые у Евктемона (ок. 430 до н. э.). До Евктемона в очертаниях созвездий видели двух ослов, кормящихся из яслей, и называли его «Ослиные ясли» (Арат, 898, ел.).
148. Близнецы встречаются уже в вавилонских текстах. У греков они считались, как правило, сыновьями Леды Кастором и Поллуксом. Другие варианты — Зет и Амфион, Тесей и Геркулес, Триптолем и Иасион; в астрологии часто — Аполлон и Геркулес.
149. Лев — убитый Геркулесом Немейский Лев (см. примеч. к ст. 547).
156. Зефир (греч.) — западный ветер (у римлян — Фавоний).
157. Возничий, отождествлявшийся с героем Беллерофонтом, первоначально держал в руках поводья и правил колесницей, но затем был соединен с ранее существовавшим созвездием — Козой с двумя Козлятами, так что коза оказалась у него на плечах, а козлята на левой руке.
Эрихтоний — аттический герой, получеловек-полузмей, родившийся из земли от семени Вулкана (Гефеста), пытавшегося овладеть Минервой. Минерва уложила младенца в охраняемый змеями ларец, смотреть за которым поручила дочерям Кекропа. Нарушив запрет Минервы открывать ларец, дочери Кекропа были так устрашены видом младенца, что бежали с Акрополя и погибли. Эрихтония иногда видели в созвездии Возничего потому, что он изобрел управление конной упряжкой (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 13; Гигин. Астрономика, II, 113).
159. Миртил был возничим царя Писы (в Элиде) Эномая. Эномай поставил женихам своей дочери, прекрасной Гипподамии, условие, что ее возьмет в жены лишь тот, кто победит самого царя в конных ристаниях. Никому не удавалось обогнать коней Эномая, но Пелопс подговорил возничего Миртила вынуть железные шкворни из ступиц Эномаевой колесницы (или, по другой версии, заменить их восковыми). Во время состязания колесница Эномая сломалась, а его самого кони поволокли по земле (Аполлодор. Эпитома, 11,6 и ел.). Гипподамия стала женой Пелопса. Миртил, попытавшийся овладеть Гипподамией, был наказан Пелопсом: его бросили в море, называющееся с тех пор Миртойским (Еврипид. Орест, 990).
167. Коза: это созвездие напоминает о вскормившей Юпитера козе Амалфее (Аполлоний, 1,5; Каллимах. Гимны, I, 46; ср. примеч. к ст. 157). Юпитер, прикрывшись ее шкурой — «Эгидой», победил титанов и в благодарность за это сделал шкуру созвездием (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 13; Антонин Либералис, 36).
174. Телец — бык, в образе которого Юпитер увез финикийскую царевну Европу на Крит. Согласно схолиям к «Илиаде» (Схолии к Илиаде, XVIII, 486), созвездие было известно уже Ферекиду (VI в. до н. э.).
178. Гиады (от греч. ΰς — «свинья») изображались первоначально в виде свиньи с четырьмя поросятами, позднее стали частью созвездия Тельца.
185. Цефей — царь Эфиопов, супруг Кассиопеи и отец Андромеды (см. примеч. к ст. 193 и 201). Впервые созвездие описано Евдоксом (Гиппарх. Коммент. к Арату, I, 2, 11).
193. Кассиопея — мать Андромеды. В качестве созвездия (иногда называвшегося просто «Царица») упоминается уже в «Андромеде» Софокла и в драме с аналогичным названием Еврипида.
201. Андромеда — дочь Цефея и Кассиопеи. Кассиопея хвалилась своей красотой, будто бы превосходящей красоту водных нимф Нереид. За это оскорбление Нептун наслал на страну наводнение, из вод которого появилось чудовище (см. ст. 356— Кит), истреблявшее все на своем пути. Оракул Аполлона предсказал Цефею, что для освобождения страны от чудовища на съедение ему должна быть отдана Андромеда. Цефей велел приковать ее к скале на берегу моря. Герой Персей убил чудовище, освободил Андромеду и взял ее в жены (ср. примеч. к 249). Миф о превращении Андромеды в созвездие возник в V в. до н. э. (Аполлоний, II, 4, 3; Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 16 и ел.; Гигин. Генеалогии, 64; Овидий. Метаморфозы, IV, 665, ел.).
207. Конь начиная с Псевдо-Эратосфена (Катастеризмы, 18) называется Пегасом, по имени крылатого волшебного коня, появившегося вместе с великаном Хрисаором из крови Горгоны Медузы, когда Персей отрубил ей голову. По другим вариантам, отцом Пегаса был Нептун (Гесиод. Теогония, 280), пославший его Беллерофонту (Гесиод, фр. 245); третий миф сообщает, что Беллерофонт поймал и укротил Пегаса с помощью Минервы. Беллерофонт, сын Главка, внук Сизифа, по приказанию ликийского царя Иобата должен был совершить ряд подвигов. Лишь благодаря помощи Пегаса Беллерофонт убил страшное чудовище — Химеру, имевшее голову льва, туловище козы и хвост змеи, победил амазонок, женщин-воительниц, отбил нападение воинственного племени солимов (см. Гомер. Илиада, VI, 155—186).
218. Горгона — здесь младшая из трех Горгон, дочерей морских божеств Форкия и Кето, Медуза (ср. примеч. к ст. 207).
219. Геликон — горы, расположенные между Копаидским озером и Коринфским заливом. На их восточных отрогах берет свое начало источник Гиппокрена, ниже которого в долине находилось знаменитое святилище Муз.
224. Овен — название, данное созвездию Клеостратом ок. 520 г. до н. э. (Плиний. Естеств. история, II, 8). Связанный с этим созвездием миф рассказывает о золоторунном баране, на котором Фрикс и Гелла отправились в Колхиду (см. примеч. к ст. 533). Баран был затем принесен в жертву Юпитеру, который сделал его созвездием.
233. Орион — беотийский охотник-великан, сын Нептуна и дочери Миноса Евриалы (Гесиод, фр., 182), возлюбленный Авроры.
Орион полюбил Меропу, дочь хиосского царя Энопиона, который, узнав об этом, напоил Ориона допьяна и ослепил его. Орион вброд перешел через море, дошел до крайнего востока и там, увидев лучи восходящего Солнца, вновь обрел зрение. Орион охотился вместе с Дианой, очистил Хиос от диких зверей, преследовал Плеяд (или их мать Плейону: Схолии к Пиндару, Немейск. ода, II, 16) и даже в царстве мертвых со своей бронзовой палицей охотится за зверями (Гомер. Одиссея, XI, 572).Он погиб или от стрелы Дианы за то, что посягнул на нее, или от укуса скорпиона, которого послала Гея, услышав похвальбу Ориона истребить на земле всю дичь. Орион, видимо, первое знакомое грекам созвездие (впервые Гомер. Илиада, XVIII, 485, ел.; ср. Одиссея, XI, 572—575). Изображался с палицей в правой руке, львиной шкурой в левой и мечом, висящим на поясе (Еврипид. Ион, 1153). Самую яркую звезду Большого Пса — Сириус представляли собакой Ориона (Гомер. Илиада, XXII, 29 и ел.), а созвездие Зайца — дичью, за которой он охотится.
235. Треугольник (или «Дельтотон», т. е. «имеющее форму буквы А») впервые описан Евдоксом (Гиппарх. Коммент. к Арату, I, 2, 13; Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 20).
241. Рыбы изображались соединенными перевязью (Арат, 243; Схолии к Арату, 242), первую из них халдеи называли «ласточкиной рыбой». Возможно, что Арат, сделав из изливаемой Водолеем Воды отдельное созвездие, пришел к мысли придумать также созвездие Рыб (Иоанн Лидиец. О месяцах, с. 109, 3). 243. Гем — горный водораздел Балканского полуострова. 249. Персей — аргосский герой, сын Юпитера и Данаи. Царь Аргоса Акрисий, получив оракул о том, что ему суждена смерть от руки собственного внука, запер свою дочь Данаю в бронзовой комнате, однако Юпитер проник в эту комнату в виде золотого дождя. Узнав о рождении ребенка, названного Персеем, Акрисий приказал посадить его вместе с матерью в ларец и бросить в море. Волны прибили ларец к берегу острова Серифа, где его выловил рыбак Диктис; царь острова Полидект, вначале гостеприимно принявший Данаю с Персеем, стал опасаться за свою власть, когда Персей возмужал. Желая погубить, он послал его отрубить и принести голову Медузы — младшей из трех Горгон, взгляд которых обращал в камень. Персей выдержал испытание с помощью Минервы. Возвратившись на Сериф со спасенной им Андромедой (см. примеч. к ст. 201), он отомстил за преследования, которым подвергалась Даная, превратив Полидекта со свитой в камни (Аполлодор, II, 34, ел.). Персей изображался в виде одетой в хламиду бегущей фигуры, с крыльями на ногах, мечом в правой руке и головой Медузы в левой. 256. Плеяды, известные уже Гомеру, были, как сообщает Гесиод, дочерьми титана Атланта и Плейоны (Гомер. Илиада, XVIII, 486; Одиссея, V, 272; Гесиод. Труды и дни, 383). Шесть сестер ярко светят, а одна, Меропа или (по другим источникам) Электра, едва видна. Про Меропу говорили, что она единственная из сестер стала женой смертного — Сизифа и поэтому, стыдясь, удалилась от них; те, кто видел в этой звезде мать основателя Трои Дардана Электру, объясняли, что она скорбит о гибели города.
Название происходит, вероятно, от глагола πλείν — «плыть», так как их ранний восход весной отмечал, по Гесиоду, начало навигации. Вероятно, сходство со словом πελειά — «голубка» породило представление о Плеядах как о стае преследуемых Орионом голубей, взятых Юпитером на небо (ср. примеч. к ст. 233).
270. Лира связана с созвездием Близнецов: один из них, Аполлон (см. примеч. к ст. 148), некогда подарил Орфею лиру. Созвездие Лиры использовалось для составления календаря Демокритом и Евктемоном и позднее, при реформе календаря, произведенной Юлием Цезарем (Плутарх. Цезарь, 50).
271. Меркурий — бог торговли и всякого рода предпринимательства, изобретатель лиры (у греков — Гермес).
275. Лебедь, реже называвшийся «Птица», считался тем лебедем, в образе которого Юпитер явился к Леде, дочери этолийского царя Фестия. Леда родила Елену и Поллукса от Юпитера, а Кастор и Клитемнестра были детьми ее смертного мужа — Тиндарея. Существует также миф о Кикне, сыне Аполлона, которого Аполлон превратил вместе с его матерью в лебедей (Кикн, греч. κυκνος — лебедь). Другой миф говорит о Кикне, друге Фаэтона, так оплакивавшего его гибель, что Аполлон превратил его в лебедя (см. Вергилий. Энеида, X, 189, ел.).
285. Водолей изображался льющим из урны Воду, которую Арат сделал самостоятельным созвездием (см. примеч. к ст. 241). По мифу, это сын Прометея Девкалион, во время всемирного потопа спасшийся со своей женой Пиррой в построенном по совету отца ковчеге. Другие мифы отождествляют Водолея с прекрасным отроком Ганимедом (см. примеч. к ст. 318). Юпитер, превратившись в орла, похитил Ганимеда и сделал своим виночерпием, а орла поместил среди созвездий (Климент. Гомилии, V, 17; Псевдо-Эратосфен, 26, 30; см. примеч. к ст. 315).
286. Козерог — созвездие, которое вавилоняне представляли Козо-Рыбой, существом с козьей головой и рыбьим туловищем. Эпименид отождествлял созвездие с козой Амалфеей (см. примеч. к ст. 167), другие считали его козлоподобным пастушеским богом Паном и называли поэтому Αιγιπάν («Козо-Пан»), чем и объясняется его эпитет «двувидный» у Арата и Германика. Видимо, Арат соединил представления об этом созвездии как об изобретателе свирели Пане и как о морском звере, так что Козерог у него трубит в морскую раковину. По предложению Теогена, созвездие Козерога стало частью герба Октавиана Августа, откуда потом попало на знамена римских легионов.
306. Титан — зд. титан Гелиос (Солнце).
312. Лук, фигурирующий у Арата как отдельное созвездие, принадлежит Стрельцу.
Стрелец — созвездие вавилонского происхождения, введенное, согласно Плинию (Плиний. Естеств. история, II, 8), Клеостратом. Изображалось то кентавром, то двуногой стоящей фигурой (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 28).
315. Стрела, выпущенная Геркулесом, некогда убила орла, терзавшего печень Прометея.
316. Птица Юпитера — Орел (см. примеч. к ст. 285). 318. Ганимед назван «фригийским» потому, что его отец Трос был царем Трои, расположенной в Малой Фригии.
319. Орел носил оружие Зевса — молнии.
321. Дельфин: это созвездие было известно еще Демокриту и использовалось Евдоксом и Евктемоном при составлении календарей. Считали, что это Дельфин, на котором Нептун привез дочь Атланта Амфитриту (Овидий. Фасты, II, 117 и ел.).
341. Заяц — см. примеч. к ст. 233.
345. Арго — знаменитый корабль аргонавтов, по мифу — первое когда-либо построенное судно. Царь Иолка (в Фессалии) Эсон был лишен власти своим братом Пелием. Когда сын Эсона Ясон, повзрослев, заявил права на царство, Пелий не решился отказать, но поставил одно условие — привезти из Колхиды золотое руно. Ясон, набрав в спутники отряд из самых знаменитых героев Греции, отправился на корабле в Колхиду и пережил по дороге множество приключений. То обстоятельство, что Арго у Арата описывается без носовой части, вызвало неудовольствие Гиппарха.
363. Фаэтон — сын бога Солнца Гелиоса. Попросив у отца разрешения проехать на его огненной колеснице, не мог справиться с конями, и колесница, приблизившись к Земле, грозила сжечь ее. Зевс (Юпитер), чтобы спасти Землю, поразил Фаэтона своей молнией, и тот упал в реку Эридан.
366. Сестры Фаэтона были превращены в деревья.
367. Эридан (иначе «Река» или «Океан»): иногда созвездие отождествлялось с Нилом. Евдокс описывал его как Реку, берущую начало возле левой ноги Ориона и протекающую под созвездием Кита (Гиппарх. Коммент. к Арату, I, 8, 6). Созвездие связывалось с мифом о Фаэтоне, пораженном перуном Юпитера и упавшем в воды мифической реки Эридан. Позднее Эридан иногда объединяли с Водой Водолея.
384. Южная Рыба, или «Великая Рыба» (Птолемей, VIII, 5), изображалась плавающей в изливаемой Водолеем Воде.
388. Вода — см. примеч. к ст. 285.
391. Южная Корона еще Гиппарху была неизвестна, но Гемин и Птолемей ее уже знали. Называлась также Ураниском, Прометеем, Колесом Иксиона и Судном.
394. Жертвенник, или «Курильница», был известен уже Евдоксу (Гиппарх. Коммент. к Арату, I, 8, 14; 14, 9, ел.).
414. Центавр — кентавр Хирон, воспитатель Ахилла (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы, 40; Гигин. Астрономика, II, 18, 38), хотя Хирона видели иногда и в созвездии Стрельца (см. примеч. к ст. 312).
425. Эвр (греч.) — восточный ветер (у римлян — Вултурн).
426. 429. Гидра («морская змея») с Чашей и Вороном на извивах тела — созвездие вавилонского происхождения. Греки подразумевали под Гидрой Лернейскую Гидру, убитую Геркулесом (Схолии к Арату, 443; см. примеч. к ст. 544). В схолии к Арату рассказывается, что Ворон некогда был человеком, служителем Аполлона. Аполлон послал его принести для жертвоприношения чашу чистой воды. По дороге служитель увидел смоковницу и остановился, ожидая, пока смоквы созреют; затем он возвратился к Аполлону, неся с собой чашу и змею, которая, по его словам, не давала ему набрать воды из потока.
433. Процион — Малый Пес, называвшийся так (букв, «перед псом») потому, что он располагается на небе несколько севернее Большого Пса, и поэтому восход Проциона предшествует восходу Сириуса (см. примеч. к ст. 95).
440. Ни одно не укажет созвездье — перевод основан на рукописном чтении ullo (издатель Германика A. Breysig избрал чтение alio, что не позволяет интерпретировать текст астрономически).
441. Божественный дом — планеты были обожествлены, откуда и происходят их современные названия.
447. На четыре нанизаны круга. Небесный экватор, эклиптика и два тропика.
458. Млечный Путь — молоко Юноны, расплескавшееся по всему небу, после того как она отказалась кормить грудью Геркулеса. Млечный Путь представлялся также путем, ведущим к жилищу богов; дорогой, по которой Солнце двигалось раньше; путем Фаэтона; местом загробной встречи душ и т. п. Демокрит первый высказал мнение о том, что Млечный Путь состоит из множества отдельных звезд.
459. Тропик Рака.
485. Тропик Козерога.
518. Паллада — эпитет Минервы — покровительницы ремесел, наук и военного искусства (у греков — Афина).
529. Земля считалась помещенной в центре небесной сферы.
532. Таврида — Крым; зд. о северных (для греков) народах вообще.
533. Фрикс и Гелла — дети беотийского царя Афаманта и Нефелы. Вторая жена Афаманта, Ино, жестоко преследовала их. Нефела отправила детей в далекую Колхиду (мифическая страна на севере, впоследствии локализуемая на территории современной Грузии) на золоторунном баране, который понес детей по воздуху. Во время полета Гелла упала в море, получившее поэтому название «Море Геллы» (Геллеспонт, теперь Дарданеллы), а Фриксу удалось достичь Колхиды, где его принял царь Эет.
536. Европа — дочь сидонского царя Агенора, увезенная на Крит принявшим образ быка Юпитером (см. примеч. к ст. 174). На Крите Европа родила Юпитеру Миноса, Радаманта и Сарпедона (Гомер. Илиада, XIV, 321; Гесиод, фр., 30; Вакхилид, 16 (17), 31; Овидий. Метаморфозы, II, 846 и ел.; Каллимах, фр. 622; Мосх. Эпиллии; Гораций. Оды, III, 27, 25, ел.).
544. Алкид — имя, данное Геркулесу (у греков — Геракл), сыну Юпитера и Алкмены, в честь его деда Алкея. Геркулес совершил знаменитые двенадцать подвигов; задушил Немейского льва, убил Лернейскую Гидру, поймал Эриманфского вепря и Керинейскую лань, очистил конюшни царя Авгия, перебил Стимфалийских птиц, поймал Критского быка, победил царя Диомеда и захватил его страшных коней, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, добыл коров трехглавого великана Гериона, принес золотые яблоки из сада Гесперид, привел из царства Аида страшного трехглавого пса Кербера (Аполлодор, II, 50).
547. Немея — долина на севере Пелопоннеса, в которой обитал лев, задушенный впоследствии Геркулесом (см. примеч. к ст. 544).
561. Девкалион — см. примеч. к ст. 285.
570. В умеренных широтах это так, если пренебречь движением Солнца по эклиптике.
584. Афон — гористый полуостров в Халкидике (на северо-востоке Греции). Киллена — горы, образующие границу между Аркадией и Ахайей.
585. Гаргар — южная вершина хребта Иды в Троаде.
588. Тифон — возлюбленный богини утренней зари Авроры. Аврора вымолила у Юпитера бессмертие для Тифона, но забыла при этом попросить, и вечную молодость. В конце концов она заперла одряхлевшего Тифона, докучавшего ей неумолчной болтовней, в спальне. По другому варианту, Тифон превратился в постоянно стрекочущую цикаду (Гелланик, фр., 140).
589. Тефида — дочь Геи и Урана, одновременно сестра и супруга Океана, родительница рек и Океанид (Гесиод. Теогония, 136).
617. Пад — Эридан — обожествленная и превращенная в созвездие река, современная По (см. комм, к ст. 367).
646. Латона — богиня, мать Дианы (Артемиды) и Аполлона.
652. Энопион — царь острова Хиоса (см. примеч. к ст. 233).
666. Канхлий — название неизвестной (аравийской?) реки; встречается, кроме данного места, только у Плиния (Естеств. история, V, 65).
Дорида и Панопа — Нереиды (Гомер. Илиада, XVIII, 45; Гесиод. Теогония, 250; Аполлодор, I, 11). Имя Дорида здесь употреблено в значении «море».
* * *
|