Томсинов В. А. Краткая история египтологии / М.: Издательство "Зерцало": Издательский дом "Вече", 2004
Томсинов В. А.
Краткая история египтологии
Предисловие
Эта книга появилась неожиданно для меня. Собирая материал о государстве и праве Древнего Египта для учебника по истории государства и права зарубежных стран, я задался вопросом, а насколько этот материал достоверен?
История Древнего Египта, экономическая, политическая и духовная сферы жизни древнеегипетского общества, его классы, сословия, социальные группы — все это описывается египтологами в таких подробностях и в такой тональности, будто речь идет о цивилизации, которая до сих пор существует. При этом называется множество имен древнеегипетских фараонов, их жен, братьев, сестер, слуг, сановников, архитекторов, врачей и т. д. Указывается масса дат, относящихся к правлениям верховных властителей, времени реформ, войн, нашествий завоевателей и т. д. Часто приводятся приблизительные даты, но нередко называются не только годы, но и месяцы тех или иных исторических событий.
Конечно, от Древнего Египта дошла до нас огромная масса различных материальных останков: монументов, сооружений, гробниц, предметов искусства и повседневного быта, каменных плит и папирусов с древними текстами и т. д. Пожалуй, ни какая другая древневосточная цивилизация не представлена в современных музеях древностей в таком большом количестве памятников, как Древний Египет. Все это, казалось бы, дает возможность описать древнеегипетскую цивилизацию в таких деталях, в каковых нельзя описать какую-либо другую древнюю цивилизацию Востока. И поэтому в современных книгах по истории и культуре Древнего Египта нет ничего странного, и содержание их заслуживает полного доверия.
Все это было бы именно так, если бы не одно обстоятельство: древнеегипетская цивилизация, которая описывается египтологами в таких подробностях и в такой тональности, будто речь идет о какой-то современной цивилизации, существовала — если судить по датам, общепризнанным в исторической литературе, — по меньшей мере... три—четыре—пять тысяч (!) лет назад.
Когда историки датируют с точностью до года исторические события, происходившие в птолемеевском Египте, то есть в последние три века существования Египта в качестве самостоятельного государства, это кажется вполне нормальным. В данном случае вполне можно поверить в то, что у них есть серьезные основания для таких датировок. И действительно называемые в исторической литературе годы правлений Птолемея I Сотера (305—283 годы до н.э.), Птолемея II Филадельфа (285—246 годы до н.э.), Птолемея III Эвергета (246—222 годы до н.э.) и всех остальных египетских властителей династии Птолемеев подтверждаются множеством различных фактов. Но когда в исторической литературе называются с точностью до года периоды правлений фараонов, живших в третьем тысячелетии до н. э., это не может не вызвать удивления.
В недавно изданной книге В. В. Солкина "Египет: вселенная фараонов" приводится, к примеру, следующая "хронология Древнего Египта":
Подобными — с точностью до года — датами определяются в "хронологии" Солкина периоды правлений всех фараонов с III по XX династии. И только рядом с именами Ментухотепа I и Иниотефа I вместо цифр, которые должны обозначать в первом случае время окончания правления, а во втором — время его начала, стоит знак вопроса, и такой же знак у цифры 1080, обозначающей год окончания правления Херихора — последнего фараона XX династии. Историк в этих трех случаях, надо думать, не знает или сомневается в точности дат. А во всех остальных случаях, стало быть, — не сомневается.
С точностью до года определяются начало и окончание различных периодов древнеегипетской истории в книге французских египтологов Ж. Хьюссон и Д. Вальбелля "Государство и институты в Египте". По их мнению, период Древнего царства начался около 2635 года до н. э., а завершился около 2140 года, соответствующие даты Среднего царства — 2022 и 1650 годы, Нового царства — 1539 и 1069 годы и т. д.3
В главах по истории Древнего Египта, опубликованных в первом томе "Истории Востока", даты тех или иных событий приводятся довольно редко. Например, указывается год восшествия на престол одного из фараонов XII династии — по словам автора этих глав И. В. Виноградова, "около 2040 г. до х. э. фиванский царь Ментухетеп I становится фараоном всего Египта".4 По "хронологии" Солкина правление "Ментухотепа I" началось в 2119 году. "Около 1500 г. до х. э., после смерти Хатшепсут, — пишет И. В. Виноградов, — Тутмосис III, ранее не упоминавшийся официально, стал наконец единовластным царем Египта...".5 По "хронологии" В. В. Солкина Тутмосис III вступил на фараоновский трон в 1479 году до н. э.
Датировка событий египетской древности, происходивших несколько тысячелетий назад, в столь точных цифрах неизбежно порождает вопросы о том, откуда берутся такие цифры, и какова методика этой датировки. Очевидно, что она должна основывается на знании особенностей календаря древних египтян, их общественной жизни, политической истории Древнего Египта. Ведь для того, чтобы определить даты правлений древнеегипетских фараонов, необходимы сведения о том, в каком порядке они сменяли друг друга на престоле, сколько лет каждый из них правил, все ли они были единоличными правителями, и не было ли таких периодов в древней истории Египта, когда несколько фараонов правили одновременно. Не случайно, по мере получения новых знаний о древнеегипетской истории у египтологов всякий раз появлялись и новые "хронологии" этой истории.
Но если закономерен вопрос о том, каким образом египтологи умудряются датировать ход истории Древнего Египта в цифрах, обозначающих год и даже месяц, то столь же уместно вопросить, каково происхождение знаний о египетском прошлом.
Предлагаемая книга возникла из моего стремления получить ответы на эти вопросы. Я решил возвратиться к тому моменту, когда началось изучение древнеегипетской цивилизации, и проследить, откуда, из каких источников и каким образом добывались знания о ней, как шло их накопление и осмысление.
В начале XX столетия Гастон Масперо писал в одной из самых известных своих книг: "Египтология родилась во Франции: Шампольон Младший (1790—1832) стал ее основателем".6 Утверждая это, французский египтолог предполагал, что подлинное изучение Древнего Египта началось только после дешифровки иероглифов. В действительности, сама эта дешифровка не была одномоментным актом, но представляла собой длительный процесс разгадки тайны древнеегипетской письменности, в котором участвовали многие поколения европейских интеллектуалов, и который предполагал накопление определенной массы знаний о культуре Древнем Египте. Уже по этой причине рождение египтологии следует отодвинуть от времени Шампольона по меньшей мере на несколько веков. Сам Ж. Ф. Шампольон не скрывал, что в исследовании древнеегипетского иероглифического письма пользовался идеями, высказанными, помимо прочих, Клементом Александрийским — христианским теологом, жившим во второй половине II — начале III века, а также египетским жрецом-магом конца V века Хораполло.
Изучение истории Древнего Египта началось еще в ... Древнем Египте. С этого момента и начинается история египтологии, рассказанная в настоящей книге. Египетские жрецы играли большую роль в сохранении и распространении знаний о древнеегипетской цивилизации в эпоху античности. Именно у них греческие историки и философы заимствовали многие сведения об общественной жизни египтян в далекие времена.
В Средние века египтология развивается, главным образом, благодаря усилиям европейским интеллектуалов, в большинстве своем священников. Египет еще с античности рассматривался европейцами в качестве хранилища неких тайных знаний, дающих неограниченную власть над душами людей. И считалось, что эти знания сохраняются неким кланом мудрецов и передаются по наследству из поколения в поколения. Одно время древнеегипетские иероглифы рассматривались в качестве знаков-символов, в которых когда-то были зашифрованы тайные знания, которыми располагали египетские жрецы.
Египтология стала в Средние века неотъемлемой частью европейской духовной культуры. Таковой она оставалась и в последующем. Изучая древнеегипетскую цивилизацию, европейские интеллектуалы, искали в ней начала своей духовной культуры, корни своей цивилизации.
Мнение о том, что для познания истории своей страны, культуры своего народа, следует изучать непосредственно только их, является большим заблуждением, — к сожалением, весьма, распространенным в настоящее время. На самом деле все познается по-настоящему только в сравнении с другим. Только взгляд на историю и культуру своей страны через призму истории и культуры других народов, позволяет увидеть и понять в ней самое главное — ее предназначение в мировой истории.
Предназначение древнеегипетской цивилизации заключалось в том, чтобы развить до небывалой высоты культ духовного начала в человеке. Ученые до сих пор спорят о том, для чего в Египте строились пирамиды, и ответ на этот вопрос ищут в их устройстве. Между тем, чтобы узнать для чего возводились эти грандиозные сооружения, необходимо понять для чего жили египтяне. И тогда станет очевидным, что пирамиды — это обители душ умерших людей.
С гибелью тела древнеегипетской цивилизации не исчезла ее душа.7 Это чувствовали и понимали средневековые европейские интеллектуалы, посвящавшие всю жизнь и материальные средства поискам оставшихся от Древнего Египта культурных ценностей. И не случайно среди этих ценностей особенно большое значение придавалось ими папирусам с начертанными на них древними письменами.
Египтология никогда не была просто наукой. Она всегда была чем-то большим, чем наука. Ее скорее можно назвать религией. Поездки европейцев на территорию Египта в Средние века, в эпоху Возрождения, в XVIII веке воспринимались в Европе как путешествия по святой земле, а сами путешественники представали не в качестве исследователей древнего общества, но исключительно в виде паломников. В течение долгого времени европейские образованные люди относились к Древнему Египту в большей степени не как к объекту исторических исследований, но как к некой духовной — божественной — субстанции, сконцентрированной на берегах Нила. И туда отправлялись так, как отправляются в монастырь, уходя от противоречащей всякому здравому смыслу общественной жизни, и в надежде — приобщиться к вечному.
Самый главный урок, который несла в себе древнеегипетская история, заключался в том, что вечен только дух, все материальное бренно и рано или поздно превратится в груду камней, которые сохранят свою ценность только потому, что будут нести на себе отпечатки духа погибшей цивилизации.
Примечания
- Ссылка на внешний ресурс ставится только при первом упоминании цитируемого произведения на данной странице
- Ссылка на внешний ресурс выше по тексту
1. - Одинаковые даты правления у двух фараонов - это не моя ошибка, такие даты называются в книге Солкина.
2. - См.: Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001. С. 392-394.
3. - Husson G., Valbelle D. L'état et les institutions en Egypte. Des premiers pharaons aux empereurs romains. Paris, 1992. P. 337—338.
4. - История Востока в шести томах. Т. 1. Восток в древности. М., 2000. С. 167.
6. - Maspero G. Égyptologie. Paris, 1915. P. 5. [1][2]
7. - Характер этой души хорошо выражают копии и рисунки древнеегипетских памятников, собранные немецким египтологом Карлом Лепсиусом и напечатанные в дюжине томов большого формата в 1849—1859 гг. См.: Denkmaeler aus Aegypten und Aethiopien nach den Zeichnungen der von Seiner Majestät dem Könige von Preussen Friedrich Wilhelm IV nach diesen Ländern gesendeten und in den Jahren 1842—1845 ausgeführten wissenschaftlichen Expedition auf Befehl Seiner Majestät. Herausgegeben und erläutert von C. R. Lepsius. Bd. I—XII. Berlin. (На титульных листах фолиантов этого собрания не указан год издания). [Bd. I—XII]