|
Ответственный редактор, доктор физико-математических наук, А. А. Гурштейн, Москва, «НАУКА», 1988
В. А. Бронштэн
КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ
* Предисловие * Глава 1 - Место и время действия * Глава 2 - Астрономия в Вавилоне и Греции до Гиппарха * Глава 3 - Астрономические исследования Гиппарха * Глава 4 - Краткое содержание «Альмагеста» * Глава 5 - Мировоззрение Птолемея * Глава 6 - Небесная сфера: расчеты и измерения * Глава 7 - Теория движения Солнца * Глава 8 - Теория движения Луны * Глава 9 - Звездный каталог * Глава 10 - Теория движения планет * Глава 11 - «Преступление Клавдия Птолемея» * Глава 12 - Работы Птолемея в области географии * Глава 13 - Работы Птолемея в области оптики * Глава 14 - Математика и музыка * Глава 15 - Птолемей и астрология * Глава 16 - Судьба «Альмагеста» * Глава 17 - От эпициклов Птолемея к законам Кеплера * Птолемеи и Коперник (послесловие редактора) * Литература *
Глава 1
Место и время действия
Город Александрия, в котором протекала научная деятельность Клавдия Птолемея, был основан Александром Македонским в 332 г. до н. э. Вскоре он стал столицей новой (последней) династии египетских царей, ведущих свой род от диадоха1 (полководца) Александра Македонского — Птолемея Лага. Поэтому и основанную им династию принято называть династией Птолемеев. Впрочем, пятнадцать царей этой династии носили имя Птолемей [30].
Последней правительницей Египта из этой династии была известная царица Клеопатра. Потерпев поражение в войне против римского полководца Гая Октавия (ставшего вскоре императором под именем Октавиана Августа), Клеопатра в 30 г. до п. э. покончила с собой. Египет был покорен Римом и получил статус римской провинции. Династия царей Птолемеев пресеклась вместе с гибелью Клеопатры.
Вопреки неоднократно высказывавшемуся мнению, астроном Клавдий Птолемей не имеет никакого отношения к царской династии Птолемеев. Начало версии о царском происхождении Клавдия Птолемея положил, вероятно, один из переписчиков сочинений Галена, который написал после имени Птолемея, что оп был «царем Египта» [131. С. 2].
Очевидно, что сам Гален не мог этого написать. Он прекрасно знал, кто такой Клавдий Птолемей, а кроме того, будучи римлянином, не мог не знать, что никакого царства в Египте нет, что это — римская провинция, управляемая наместником, а, значит, там не может быть никакого царя. Переписчик же, живший одним или несколькими веками позже, легко мог спутать Клавдия Птолемея с царями династии, правившей в Египте за несколько веков до него. Он мог просто не знать истории и, делая свое «пояснение», был, вероятно, глубоко убежден, что этим он поможет будущим читателям труда Галена.
С такими случаями — ошибками переписчиков древних рукописей, сделанными иногда по небрежности, а иногда намеренно (как в рассмотренном случае), — нам придется сталкиваться не раз.
Клавдий Птолемей был просто тезкой египетских царей2. В этом нет ничего удивительного, потому что обычай давать детям имена царей или полководцев был в те времена довольно распространен.
Есть и другая версия, согласно которой Птолемей родился в городе Птолемаиде Гермийской (Верхний Египет, севернее Фив, на берегу Нила) и, как обычно делали в то время, получил прозвище по месту рождения. Потом Клавдий Птолемаидский превратился в Клавдия Птолемея. По мнению известного историка пауки П. Таннери (1843—1904), Птолемей родом из Пелусия (у впадения самого восточного рукава Нила в Средиземное море) [130]. Однако все эти версии не имеют серьезного исторического основания. К тому же городов под названием Птолемаида было в Египте несколько.
К началу II в. н. э. Александрия была большим по тем временам городом (в нем жило около 30 тыс. человек), столицей провинции, крупным торговым центром, связанным морскими путями с Римом, Афинами, Антиохией, со многими другими центрами Средиземноморья, с Сирией, Персией, Индией и другими странами Востока.
Гордостью Александрии была знаменитая библиотека. Она была основана в правление Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до н. э.) [17. С. 139]. Здесь были собраны все основные научные и литературные сочинения той эпохи. Библиотекой руководили крупнейшие ученые. Так, одним из первых ее хранителей был знаменитый астроном и географ Эратосфен (276—194 г. до н. э.), занявший эту должность в 225 г. до п. э. [78]. К I в. до н. э. в библиотеке насчитывалось уже 700 тыс. папирусных свитков. Слава об Александрийской библиотеке заставила пергамского царя Евмена II основать аналогичную библиотеку в Пергаме [55].
Постепенно центр научной мысли переместился из Греции в Александрию. Здесь жили и работали такие известные ученые древности, как математики Евклид (365—ок. 300 г. до н. э.), Аполлоний Пергский (ок. 260— ок. 170 до н. э.), астрономы Аристилл и Тимохарис (III в. до н. э.) и др.
Александрийская библиотека была частью Музея (храма муз), при котором были зоологический и ботанический сад, а также обсерватория. В помещениях Музея жили приезжавшие в Александрию для научной работы ученые.
Расцвет науки в этот период отражал расцвет рабовладельческих государств, таких, как Рим, Карфаген, Пергам, Египет, держава Селевкидов в Месопотамии, и др. Впоследствии все остальные государства были поглощены Римом и превратились в римские провинции.
Жизнь и деятельность Клавдия Птолемея протекала в условиях начавшегося упадка рабовладельческого общества. Античная наука тоже переживала упадок. На горизонте уже не было таких фигур, как Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Евдокс, Архимед, Гиппарх. Более того, их не было уже давно — почти три столетия. Клавдий Птолемей — «последний из могикан» античной науки. Уже только поэтому его личность должна привлечь наше внимание.
По свидетельству Олимпиодора (биографа Платона, жившего в Александрии в середине VI в. н. э.), Птолемей «в течение 40 лет жил в так называемых Крыльях Канона, посвятив себя астрономии, о чем свидетельствуют высеченные им на каменных табличках его астрономические открытия» [132]3. Этот текст Олимпиодора для нас очень важен, поскольку Олимпиодор несомненно сам видел те места, где жил и работал Птолемей. Поэтому остановимся немного на содержании этого текста.
Каноп (ныне Абукир) — городок, расположенный в западной части дельты Нила, на берегу Средиземного моря, в 25 км к северо-востоку от Александрии. Там находился храм Сераписа — бога природы4, а в боковых приделах храма («крыльях») располагалась школа, основанная еще царями Птолемеями. Там же жил и работал Клавдий Птолемей. Некоторые результаты своих исследований он действительно велел вырубить на каменной колонне, и этот текст, получивший название «Канопской надписи», дошел до нас.
Как уже говорилось, точные даты жизни Птолемея нам неизвестны. Упоминаемые в «Альмагесте» астрономические наблюдения выполнены между 127 и 141 г. п. э. Очень важно содержащееся в «Канопской надписи» указание, что она исполнена на 10-й год правления римского императора Антонина Пия, т. е. в 146 или 147 г. Как доказал английский исследователь Н. Гамильтон, «Канопская надпись» по времени предшествует «Альмагесту», и можно полагать, что «Альмагест» был закончен около 150 г. н.э. [131].
Правомочно ли на основании подобных сведений сделать какие-либо твердые выводы о годах жизни Птолемея? Вспомним слова Олимпиодора о том, что Птолемей прожил в Крыльях Канона 40 лет, посвятив себя астрономии. К сожалению, различные авторы по-разному трактуют это важнейшее свидетельство. Так, Николай Коперник в своем замечательном труде «О вращениях...» пишет, что Птолемей в течение 40 лет проводил свои астрономические наблюдения, хотя точные сведения имеются только о 15 годах (127—141 гг.). А П. Таннери, ссылаясь на того же Олимпиодора, пишет, что Птолемею было 40 лет, когда он вел свои наблюдения. Другие авторы, начиная с И. Л. Дрейера [97], восприняли это так, что Птолемей начал свои наблюдения в возрасте 40 лет, откуда и «вычислили» год его рождения — 87 г. н. э.
Посмотрим теперь, какие годы жизни приписывают Птолемею различные авторы. Вот небольшая сводка:
Ф. Болл, 1894 [94] ок. 90 — ок. 160 г.
И. Л. Дрейер, 1907 [97] ок. 87 — 165 г.
М. Ф. Субботин, 1955 [88] ? — ок. 168 г.
Дж. Тумер, 1984 [131] 100 г.-175 г.
Попробуем теперь оценить, какие из этих дат наиболее вероятны. Если верить Дж. Тумеру, Птолемей приступил к своим астрономическим наблюдениям в возрасте 27 лет, если же верны даты его рождения, приводимые Ф. Боллом и И. Л. Дрейером, то ему было тогда 37—40 лет. Спрашивается, что же он делал до этого? Учился, набирался знаний? Вообще говоря, несомненно, но нельзя же только учиться до 40 лет. Поэтому, с нашей точки зрения, более вероятен год рождения, приводимый Дж. Тумером.
Что касается года смерти Птолемея, то, конечно, он мог прожить и 60 и 75 лет. Некоторые арабские источники указывают, что он прожил 78 лет. Но среди приведенных выше предполагаемых дат смерти Птолемея одна имеет намного большую вероятность, чем остальные. Это— 165 г. В этот год по Египту прошла страшная эпидемия чумы, захватившая также Малую Азию, Италию и часть Средней Европы [30]. Весьма возможно, что эта болезнь унесла и жизнь Клавдия Птолемея. Согласно [123], Птолемей умер в Канопе.
Таким образом, вероятными годами жизни Птолемея следует признать 100—165 гг. н. э. В 27 лет он приступил к своим астрономическим наблюдениям и вел их в течение 14 лет. Затем около девяти лет он работал над главным трудом своей жизни — «Альмагестом». В ходе подготовки «Альмагеста» он написал предварительное изложение своих взглядов и теорий — «Канопскую надпись». После окончания «Альмагеста» он написал еще одно сочинение в четырех книгах, посвященное астрологии, но не стал включать его в «Альмагест» и выпустил отдельно под названием «Тетрабиблос», что означает «Четырехкнижие». Об этом сочинении Птолемея мы расскажем в гл. 15.
К моменту окончания работы над «Альмагестом» Птолемею было уже около 50 лет. Но он был еще бодр и продолжал работать: скорее всего, именно в этот период он написал свои «Оптику» и «Географию», а также несколько мелких сочинений, как дошедших, так и не дошедших до нас. Эпидемия чумы прекратила его плодотворную деятельность.
Конечно, все это не более чем гипотеза, но гипотеза довольно вероятная. Мы будем придерживаться ее в дальнейшем.
С точки зрения этой гипотезы получает простое истолкование и число 40 лет, приводимое Олимпиодором. Это — период с 127 г., когда Птолемей начал вести свои астрономические наблюдения, до 165 г.— года его кончины. Получается 38 лет, которые нетрудно округлить до сорока. Впрочем, в «Альмагесте», как мы увидим дальше, есть указание еще на одно наблюдение, дата которого не приводится, но соответствующее расположение светил имело место в 125 г. Если Птолемей действительно начал наблюдать в 125 г., то и округлять ничего не нужно — получается, что он занимался астрономией (и другими науками) ровно 40 лет.
Несомненно, Птолемей был материально обеспеченным человеком и мог целиком посвятить себя науке: сперва ее изучению, а потом научным исследованиям. Мы ничего не знаем об источниках его доходов. Был ли он владельцем какого-то хозяйства, приносившего доход, или, как многие ученые эпохи эллинизма, получал постоянное содержание от властей?
Известные нам материалы не дают ответа на этот вопрос. Но один любопытный факт заслуживает упоминания.
На восьмом году правления римского императора Антонина Пия (144/145 г. н. э.) в Александрии была выпущена серия из 12 медных монет с изображениями знаков зодиака [48]. На всех монетах отчеканена восьмиконечная звезда и мифологические изображения семи планет (включая Солнце и Луну). Их расположение по знакам зодиака соответствует гороскопу императора. Очевидно, что эта серия была выпущена к 60-летию Антонина Пия. Весьма вероятно, что Клавдий Птолемей принимал участие в составлении императорского гороскопа (он ведь занимался астрологией) и в выпуске этой серии монет. Но золотые и серебряные монеты чеканили только в Риме, поэтому в Александрии пришлось удовольствоваться медными.
Примечания
1 Буквальный перевод слова диадох — преемник.
2 Даже такой известный историк науки, как Г. Хунгер [107], говорит о происхождении Клавдия Птолемея от царской династии Птолемеев.
3 Здесь и далее цитаты из иностранных источников приводятся в переводе автора, если это не оговорено особо.
4 Кстати, Каноп — это не только название пригорода Александрии, но также и греческий эквивалент имени египетского бога Сераписа. Храм Сераписа был разрушен фанатиками-христианами в 391 г.
|